Российская газета. Король оперетты

Народный артист России Юрий Дрожняк — о «Золотой маске», ролях и современном театре
Текст: Анна Юркова (Краснодарский край)
Он первым воплотил образ Бабса в музыкальной комедии «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя!» — еще задолго до знаменитого фильма с Александром Калягиным. В своих ролях на сцене он настолько органичен, комичен и в то же время лиричен, что его назвали «кубанским королем оперетты». А недавно народный артист России и режиссер Краснодарского Музыкального театра Юрий Дрожняк стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Юрий Эдуардович, после приезда из Москвы вы признались, что «Золотая маска» — награда всей культуре края.

Юрий Дрожняк: Действительно, это так. С одной стороны, она вроде бы личностная, а с другой — принадлежит всем кубанским театралам. За свою долгую творческую жизнь мне довелось работать с такими замечательными артистами, как Евгения Белоусова, Клара Крахмалева, Владимир Круглов и другими. Но жизнь кипела и на остальных сценах — как не вспомнить Леонарда Гатова, создавшего творческое объединение «Премьера», постановки талантливого режиссера Михаила Куликовского в театре драмы? Они все достойны были получить такую награду.

Вы окончили ГИТИС и могли играть на столичных подмостках, но выбрали Краснодарский театр оперетты.

Юрий Дрожняк: Я работаю здесь с 1972 года, ненадолго уезжал в Одессу, а затем вернулся на Кубань. В 1983 году мы поехали на гастроли в Ленинград — спектакли смотрели маститые критики, о молодых артистах написали в газетах. Потом выступали в Московском театре оперетты, и так сложилось, что труппа раздробилась на несколько бригад: все разъехались по гастролям и некому было играть в «Веселой вдове». Я тогда находился в Вологде, и тут звонок!

— Надо выручать, послезавтра играешь «Веселую вдову» в Москве!

— С кем? — удивляюсь.

— Сказали, что на твой выбор.

Конечно, хотелось бы Татьяну Шмыгу, но она, к сожалению, Ганну никогда не играла, и тогда предложил Светлану Варгузову.

«Даже хотелось при получении «Золотой маски» сказать, что награда станет посмертной всему жанру, но не решился»

А после отпуска получаю телеграмму с приглашением в Московский театр оперетты. И тут возникла дилемма: как быть? Ведь такое предложение поступает раз в жизни. Но, как выражаются на Кубани, я уже прикипел к городу, зрителю, зачем все это бросать? К тому же за годы учебы в Москве хорошо изучил столичный бомонд. Понимал: чтобы сделать карьеру, нужно буквально врываться на сцену, многих расталкивать локтями — внутренне мне это претило. А здесь все складывалось нормально — работа, жилье, семья. И тогда написал благодарственную телеграмму ныне покойному директору Владимиру Розову: «Обстоятельства сложились так, что не могу принять ваше приглашение. С благодарностью обнимаю, Ваш Дрожняк».

Артист оперетты должен хорошо петь и играть. Современные выпускники музыкальных факультетов соответствуют этим требованиям или их приходится учить заново?

Юрий Дрожняк: Приходится. Сейчас упал уровень подготовки даже на музыкальном отделении ГИТИСа. Думаю, главная причина — в нехватке опытных учителей. Для сравнения: наш курс вел Иосиф Михайлович Туманов — главный режиссер Большого театра. Среди педагогов были известные всем Мирра Ратнер, актер Ленкома Аркадий Вовси. Сейчас же молодой человек, оканчивая музыкальный факультет, сразу поступает в аспирантуру. Но он ни разу не выходил на сцену, не знает запаха кулис. И чему потом сможет научить студентов? Однако в Краснодарский музыкальный театр поступают выпускники с хорошими голосами, а их желание набраться практического опыта настолько велико, что они быстро растут.

А зритель сильно изменился?

Юрий Дрожняк: Возьмем вчерашний спектакль: полный зал, два акта гробовой тишины — и в конце взрыв аплодисментов. Сегодня в нашем музыкальном театре реквизит, бутафория, свет и техника на высоком уровне. Парадокс: много лет назад «графиня» выходила на сцену с бусами-стекляшками, ее пышное накрахмаленное платье — обыкновенная марля. Весь туалет стоил копейки. Но вот игра актеров буквально будоражила зрителя. В итоге: «Браво!»

Юрий Дрожняк: Особенно близки роли, в которых герой испытывает переживания — из-за социальной несправедливости, предательства — или попадает в сложные жизненные обстоятельства. И все разрешается счастливо, как впрочем, всегда в оперетте. В 1972 году режиссер нашего театра Юрий Хмельницкий поставил спектакль «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя». В нем я сыграл практически все то, что потом по отдельности воплощал в других постановках: был простаком и клоуном, комиком и мужчиной, женщиной и фрачным героем. Прелесть этих перевоплощений безумно нравилась зрителю. Только что был эксцентричной тетушкой Чарли — и вдруг в следующей сцене тоскую оттого, что помогаю своим друзьям воссоединиться с девушками, а одна, что мила сердцу, живет в этом же доме, но я не могу сказать ей ни слова.

Ключевой вопрос

Нередко оперетту называют уходящим искусством. Вы с этим согласны?

Юрий Дрожняк: Очень хороший вопрос, мне даже хотелось при получении «Золотой маски» сказать, что награда станет посмертной всему жанру, но не решился. Раньше говорили о феномене советской оперетты. Сейчас молодые режиссеры зачастую пытаются отойти от всего национального. Однако вчера я посмотрел лайт-оперу «Гоголь. Чичиков. Души». Наши артисты потрясающе играли. Это не американский мюзикл по типу «Иисус Христос — суперзвезда». Мне кажется, сейчас создается новый российский жанр легкой оперы — на слиянии текста и музыки.

А что будет с классической опереттой? Надеюсь, лучшие музыкальные образцы Кальмана, Легара и Штрауса останутся жить. Другое дело, если талантливый режиссер возьмет их и добавит туда технику, свет, кино, телевидение, то почему бы и нет? Такой спектакль тоже привлечет зрителя. В оперетте важна ведь не сюжетная линия — фабула практически везде одинаковая. Ее музыка бессмертна, просто, в отличие от оперы, она более демократична. И зритель приходит отдохнуть, отвлечься, посмеяться от души, плюс послушать прекрасные мелодии. Как говорится, все жанры искусства хороши, кроме скучных.

Судьба и музкомедия

— Если честно, я о музкомедии даже и не мечтал. К концу службы в армии направил заявления в четыре института: Щукинское, ГИТИС, МХАТ и Щепкинское. И знаете, отовсюду пришли приглашения. Во МХАТ, правда, провалил экзамены, так как курс успели набрать. Уже тогда царила жесткая конкуренция, хотя одаренным ребятам с периферии всегда делали исключения. Многие будущие знаменитости приезжали с фронта, в валенках, из далеких глубинок. И последним оставался ГИТИС. Я взял с собой гитару — играл три аккорда, но с детства любил петь. Сидим с ребятами в беседке, жара страшная, на улице асфальт плавится. Смотрю, подошел мужчина — а это Павел Михайлович Понтрягин, заведующий кафедрой музыкальной комедии. Бывший оперный певец — единственный в России исполнял партию Петушка в опере Римского-Корсакова. Там надо было петь ноты третьей октавы, а у мужчин таких нот просто не бывает. А он умел.

— Что вы тут делаете? — спрашивает.

— Поступаю на актерское.

— А не хотите попробоваться на музкомедию? Смотрю, вы немного играете и поете. Завтра приходите ко мне.

Я прошел сначала консультации, затем три тура и попал в списки зачисленных на курс. А ведь конкурс составлял около 200 человек на место.

Досье «РГ»

Юрий Дрожняк родился 13 апреля 1943 года в селе Елань-Колено Воронежской области. Окончил с красным дипломом ГИТИС (отделение актеров музыкальной комедии). После выпуска несколько лет проработал в Саратовском областном театре. На сцене Краснодарского театра оперетты дебютировал в 1972 году в роли Рауля в спектакле «Фиалка Монмартра».

В 1980 году Юрий Эдуардович Дрожняк удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1996-м — «Народный артист России». За четыре десятилетия работы в театре сыграл более 100 ролей, а как режиссер поставил более 25 спектаклей.

Премию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» в этом году получили 15 режиссеров, драматургов, балетмейстеров и актеров. Среди них Элина Быстрицкая, Василий Лановой, Владимир Васильев, Александр Збруев, Инна Чурикова и Станислав Любшин.

Источник: Российская газета