Государственный кубанский казачий ансамбль «Криница»

«В нашем приходе в «Премьеру» решающую роль сыграли три имени: А.С. Пушкин, П.И. Чайковский и Л.Г. Гатов» (В.Капаев)

Государственный кубанский казачий ансамбль «КРИНИЦА»

«Живой источник народной мудрости» 

Криница у славянских народов – чистый источник воды, родник, колодец – живая вода. Ансамбль  «Криница» – неиссякаемый источник народной мудрости, в своем творчестве опирается на многовековой кладезь фольклора и традиций линейных, черноморских, некрасовских казаков Кубани, донских и терских казаков, и сама форма исполнения взята от аутентичных ансамблей, каких на Кубани немало.

 «Криница» – это воплощение свободного духа, обаяния и таланта, искрометной молодости и красоты жемчужины России – Кубани. Один из лучших профессиональных коллективов Краснодарского края, а, может, и всей России. Песни из репертуара ансамбля поют по всей стране, куда бы вы ни попали: Мурманская область или Ханты-Мансийск, Сибирь или Урал, Бурятия или Дальний Восток. Песни «Черноморец», «Грибы» и многие-многие другие «хиты» ансамбля знают и исполняют все без исключения певцы и творческие коллективы, которые занимаются народным искусством: от самодеятельных, до именитых и прославленных. Это приятно и почетно.

ИСТОРИЯ КОЛЛЕКТИВА

История Государственного кубанского казачьего ансамбля «Криница» началась в 1994 году на втором Всероссийском гостелерадиоконкурсе «Голоса России», где студенческий коллектив Краснодарской академии культуры стал лауреатом и получил Гран-при.

Этим девчонкам и мальчишкам повезло, что учились на дневном отделении у замечательного педагога, влюбленного в свою работу и кубанскую казачью песню, –  Владимира Капаева. Владимир Александрович работал главным хормейстером Кубанского казачьего хора, а в институте со студентами-первокурсниками организовал свой ансамбль. Ребята разучивали и исполняли народные песни различных регионов России. Особенно дороги были те, что записывались во время фольклорных экспедиций. Владимир Капаев искал их со своими учениками, и вместе они радовались каждому новому музыкальному открытию.

После удачного выступления на всероссийском конкурсе департамент культуры Краснодарского края выделил средства для дальнейшей профессиональной работы коллектива в Центре народной культуры Кубани под крылом его художественного руководителя Виктора Гавриловича Захарченко. Он создал необходимую атмосферу для творческого самовыражения и роста. Сыграл свою судьбоносную роль и Геннадий Заволокин. Популярная телевизионная программа «Играй, гармонь» под его руководством сняла не одну замечательную передачу о коллективе.

Сегодня в коллективе работает новая плеяда талантливой молодёжи Кубани – это 25  самобытных артистов, которые одновременно прекрасно поют, танцуют и играют в спектаклях.

Ансамбль ежегодно принимает участие в фестивалях и конкурсах казачьей и народной песни, среди которых «Казачий круг», «Песни России» под руководством народной артистки России Н.Г.Бабкиной,  «Казачье братство» в Воронеже, «Оренбургский пуховый платок», Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни, проходящий на родине Владимира Капаева в городе Вязники Владимирской области, и мн.др.

В августе 2006 года АКП «Криница»  выступала в резиденции президента России «Бочаров ручей» перед президентами стран СНГ. Песня «Наш край  Россия»произвела неизгладимое впечатление на слушателей.

Коллектив широко востребован по всей России, даже в самых отдаленных уголках нашей страны: Калуга, Владимир, Сургут, Санкт-Петербург, Ярославль, Воронеж, Волгоград, Москва и др. города.  Искрометному таланту артистов ансамбля рукоплескали республика Бурятия, Чувашия, Марий Эл, Украина, Белоруссия,  Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан и Адыгея. «Криница» побывала с концертами в отдаленных уголках Кубани, в различных регионах России, выступала на самых престижных концертных площадках Москвы – концертный зал им. Чайковского, концертный зал «Россия», в Кремлевском дворце. Неоднократно коллектив бывал за рубежом; во Франции, Германии, Испании, Бельгии, Турции, в 2000 году коллектив был удостоен бронзовой медали Московских международных Дельфийских игр.

Сегодня ансамбль уверенно тяготеет к народному жанру. Однако с большим успехом в репертуаре «Криницы» уживаются оригинальное исполнение кубанского фольклора, в том числе обрядовых сцен, современные аранжировки казачьих песен и песни современных композиторов. Важное место занимают протяжные, а также исторические песни линейных казаков. Особый эффект концертной программе придают яркие сценические костюмы: у мужчин – традиционная военизированная форма кубанских казаков, у женщин – талантливая стилизация традиционной одежды казачек из среды линейцев, черноморцев и некрасовцев.

Владимир  Капаев подготовил и выпустил в свет сборники – «Песни хутора Кубанский» и «Песни в обработке Владимира Капаева», а также пять компакт-дисков с казачьими песнями: «Матушка Великая Россия», «Раз вечер, моя милая», «Вишня белоснежная цветет», «Наш край Россия» и «Взмахни крылами, Русь», записанные АКП «Криница».

ЖИЗНЬ В «ПРЕМЬЕРЕ»

 

Евгений Онегин

Жизнь «Криницы» в семье творческих коллективов «Премьера» началась с лирических сцен П.И.Чайковского  в опере Музыкального театра «Евгений Онегин», когда в 2002 году Леонард Гатов пригласил ансамбль принять участие в постановке. Благодаря чему спектакль приобрел неповторимый колорит и эксклюзивность.

Владимир Капаев вспоминает: «Меня всегда поражала творческая атмосфера, царящая в «Премьере». Такое огромное количество народа, а никто никому не мешает, не завидует, все занимаются своим делом, – это просто здорово. Здесь некогда «разглагольствовать», все вопросы решаются мгновенно. В том, что «Криница» работает в одной семье творческого объединения «Премьера», решающую роль сыграли три имени: А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, Л.Г. Гатов. Летом 2002 г. мы уезжали в Испанию, и перед самым отъездом меня пригласил к себе Леонард Григорьевич: «Володя. Тут есть такая мысль. Как ты отнесёшься к тому, чтобы со своим ансамблем спеть хоры крестьян в опере «Евгений Онегин»? – Да Вы что, Леонард Григорьевич, этого мы никогда не споем. Правда, я помнил разговор с Надей Бабкиной, с какой гордостью она говорила о том, что «Русская песня» принимала участие в постановке «Онегина» в «Геликон-опере», но с другой стороны, это не народные песни, это Чайковский! Там в каденции второго хора «Уж как по мосту, мосточку» такие хроматические ходы, да еще и на скачках, – это очень трудно. Я сначала стал отказываться, а Гатов уже предвкушая то, как это здорово может получиться, не унимался: – Да ты не торопись! К нам приедет потрясающий режиссер – Бертман. Да мы с тобой полмира проедем! Его творческая одержимость, решительность, даже авантюризм, а главное, профессиональное доверие убедили меня рискнуть и попробовать».

Результат превзошел все ожидания! Спектакль полюбился краснодарской публике, а «Криница» столь органично влилась в него, что без ее участия, кажется, он мог и не состояться.
Позже были музыкальная комедия «Свадьба с приданым» Б. Мокроусова, оперетта Е. Птичкина «Бабий бунт»,  спектакль «Ночь перед Рождеством» В.Дёмина в которых артисты «Криницы» работают наравне с солистами Музыкального театра.  А два года назад в репертуаре ансамбля появился и первый самостоятельный спектакль для детей – «По щучьему велению» по мотивам русской народной сказки. Год спустя – «Удивительные приключения в сказочном царстве». Эти спектакли увидели дети всего Краснодарского края. С большим успехом они прошли в самых отдаленных его уголках. В юбилейном сезоне коллектив готовится пополнить свой репертуар еще одним музыкальным спектаклем для детей – «Невероятные приключения в волшебном лесу».

Работа в составе Творческого объединения «Премьера» раскрыла новые грани таланта артистов ансамбля. Участие «Криницы» в театральных постановках обогатило спектакли, с одной стороны, и сам коллектив – с другой, расширив его профессиональные возможности. «Криница» – поистине уникальный коллектив, для него нет  невыполнимых задач!

РУКОВОДСТВО


Художественный руководитель

заслуженный деятель искусств России

Владимир Капаев

Родился в г. Вязники Владимирской области. В 1977 году окончил отделение народного хора ГМПИ им. Гнесиных. Работал главным хормейстером Ульяновского русского народного хора профсоюзов, главным хормейстером Государственного Академического Воронежского русского народного хора,  главным хормейстером  Академического Кубанского казачьего хора. С 1993 года работает художественным руководителем Ансамбля казачьей песни «Криница», с 2002 – в Краснодарском творческом объединении «Премьера».

«Главную роль в моей творческой судьбе сыграл институт имени Гнесиных, – вспоминает Владимир Капаев. – Нас так хорошо учили! Каждого студента пестовали, лелеяли. До сегодняшнего дня я поддерживаю связь со своими преподавателями.  Там же была и Надя Бабкина, она закончила «гнесинку» на год раньше меня, а ансамбль «Русская песня» организовала будучи ещё студенткой. Услышав «Криницу», она сказала: «Володя! Я не знала, что у тебя такой замечательный ансамбль!». С тех пор началась большая творческая дружба двух коллективов.

Интересно, что Владимир Капаев родился в семье мастера по изготовлению гармоней и прошел академическую школу хорового пения. Первый раз на Кубань «за песнями» приехал в 1975-м, обучаясь в институте имени Гнесиных. С тех пор изучение, пропаганда и сценическое воплощение кубанской песни стало делом его жизни. Владимир Александрович бережно и любовно собирает, хранит и аранжирует казачьи песенные образцы, доставшиеся нам от наших предков и дошедшие до нас из глубины веков. Каждая песня «Криницы», исполненная непосредственно и ярко, звучит как неподверженный влиянию времени маленький шедевр.

Балетмейстер-репетитор —  заслуженная артистка Кубани  Таисия Арефьева

Директор — Яков Акимович

Главный хормейстер и артистка ансамбля —  Светлана Сабрекова

Руководитель оркестровой группы —  Вадим Сабреков

Хормейстер и артистка ансамбля —  Юлия Горянова
СБОРНИК  «ПОЕТ АНСАМБЛЬ КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ «КРИНИЦА»

«Криница» служит кубанской казачьей песне уже два десятилетия.  Результатом этого творческого периода жизни ансамбля стал сборник «Поёт Ансамбль казачьей песни «Криница».  В нём наши самые любимые песни станиц и хуторов Краснодарского края, Юга России, ряд песен современных композиторов, а также несколько песен Воронежской области. Песни записывали в станицах Кубани сам Владимир Капаев и его студенты. Работа была проделана сложная, кропотливая.

Я сам расшифровывал песенный материал, и это, на мой взгляд, очень важно, так как необходимо самому слышать первоисточник, ведь он несёт в себе ценнейшую информацию по характеру исполнения той или иной песни, по произношению текста, фразировке, акцентированию … – отмечает Владимир Александрович. – Все песни, в той или иной степени, подвергнуты мною музыкальной обработке и в этом отличительная черта сборника. В последние годы на Кубани немало издано фольклорных сборников, но далеко не каждый музыкант может творчески подойти к фольклорной песне.

Многие руководители самодеятельных коллективов края и России, по следам прослушанных записей компакт-дисков АКП «Криница» используют в своём репертуаре песни коллектива, но сделанные ими расшифровки неверны, неточны… Этот сборник станет для них хорошим подспорьем.

Материал сборника ценен и тем, что песни неизбиты, есть среди них и совсем редкие образцы линейной протяжной песни Кубани, как то: «Дай, чем полюшко разукрашено», «Кременна Москва», «Что не ворон вьётся», «Дай, кто бы нам братцы сказал» и другие, а если и встречаются знакомые песни, то обработаны они интересно, необычно, что придаёт им особую новизну и современность. Вообще, позиция автора относительно фольклора заключается в том, чтобы по возможности, не ломая песню, предельно приблизить её к сегодняшнему дню, чтобы она была понятна современнику и необходима ему.

Юбилейный сборник «Поёт Ансамбль казачьей песни «Криница» адресован любительским коллективам края, а также всем почитателям казачьей песни России, которая, в наши дни, не оставляет равнодушными людей, жаждущих прикоснуться к казачьей песенной культуре.