Блокнот Краснодар. «Не было времени помечтать о роли», — актер и режиссер краснодарского Музтеатра Юрий Дрожняк

На его «счету» более ста интересных и незабываемых ролей, более 25 поставленных спектаклей, которые и зрители, и критики восприняли на «ура». Десятки известных актеров театра могут с гордостью назвать его своим учителем, а преданные поклонницы продолжают раскупать билеты на его спектакли. Речь идет об актере и режиссере краснодарского Музыкального театра КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова народном артисте России Юрии Дрожняке. «Блокнот Краснодар» узнал, какая роль была главной в его жизни, почему сын и внук не пошли по его стопам, а также каково это быть единственным обладателем «Золотой маски» на Кубани.
С творчеством Дрожняк связан с детства. Его мама — режиссер самодеятельных народных театров. Возглавляла всю жизнь драматические, танцевальные и другие коллективы во дворцах культуры Воронежской области. Маленький Юра часто приходил к ней на работу, брал ключи от комнат, где хранились инструменты и пробовал играть на балалайках, гитарах, домрах и других струнных.
— Вся моя жизнь была связана самодеятельным театром, — отмечает Дрожняк. — И кружки, и танцы я посещал.
Как это и бывает у всех подростков, по окончании школы у Юрия Эдуардовича встал вопрос о том, чем заниматься в жизни в дальнейшем. Признается, были разные варианты, но сразу же отсеивались. Будущий артист быстро понял, что кроме театра другой дороги у него нет. В 1961 году он поступил в только что открывшееся Свердловское театральное училище. Мечтал о карьере драматического артиста. С подготовкой к вступительным экзаменам, конечно, помогала мама.
— Я сдал экзамены и был зачислен на первый курс, а спустя год пришло время отдать долг Родине, — рассказывает Дрожняк.
Но даже в армии не смогли оставить без внимания творческую натуру Юрия Эдуардовича. Ему предлагали пройти службу в военном ансамбле Уральского военного округа. А внутренний голос, как отмечает сам Дрожняк, говорил, что этого делать не нужно. Еще будучи на службе он мечтал поступить в театральный вуз в столице.
— В течение двух месяцев я ходил в школу заниматься по вечерам, — рассказывает артист. — Сдал экзамены и подал документы в четыре театральных вуза в столице.
Спустя какое-то время Дрожняку пришло приглашение сразу из четырех. Но в первых трех, как на подбор, уже при личной встрече ему отказывали. Способности его, конечно, отмечали, но говорили о том, что курсы уже сформированы.
Но в последнем вузе, ГИТИСе, Юрию Эдуардовичу улыбнулась удача. Вместе с другими абитуриентами он сидел на лавочке. Дрожняк играл на гитаре и что-то пел, а остальные ему подпевали. Мимо проходил заведующий кафедрой отделения актеров музыкальной комедии, который заинтересовался исполнением молодых людей. Он пригласил будущего народного артиста России к ним на факультет.
— Я был удивлен: «У меня же нет музыкального образования. Я самоучка», — рассказывает Дрожняк. — А он ответил: «Ничего, комиссия разберется».
И Юрий Эдуардович с успехом прошел все туры, сдал экзамены и стал студентом факультета актеров музыкальной комедии, в 1970 году закончил ГИТИС. Свою первую роль он помнит до сих пор. Не обошлось в тот день без волнения, признается Дрожняк.
— Нас, выпускников, направили в Саратовский областной театр оперетты, расположенный в Энгельсе, — вспоминает Юрий Эдуардович. — Мне тогда предложили партию князя Орловского в «Летучей мыши». «Друзья мои, я очень рад, что вы пришли на маскарад».
И вот, признается Дрожняк, этот маскарад длится уже почти пять десятилетий. За это время он сыграл более 100 ролей, но самой любимой остается роль Бабса Баберлея в музыкальной комедии Оскара Фельцмана «Здравствуйте, я ваша тетя!». По словам Юрия Эдуардовича, в классической оперетте нет схожих спектаклей с этим. На премьеру, которая прошла в Краснодарском театре оперетты, билеты были проданы за полгода, публика приняла ее «на ура».Такого успеха, как отмечает Дрожняк, больше не вспомнить.
А вот роли, которую Юрий Эдуардович хотел сыграть, но не получалось, у него в жизни не было.
— Не было такой возможности взять творческий академический отпуск, чтобы подумать, помечтать о какой-то роли, — смеется Дрожняк.
— В 1972 году к нам на гастроли в Магнитогорск, по поручению нашего бывшего главного дирижера Эриха Розена и главного режиссера Юлия Хмельницкого, приехал замдиректора краснодарского театра Глатман, — рассказывает Дрожняк. — Посмотрел нас, четырех артистов, в спектаклях, а потом предложил перебраться в кубанскую столицу.
О решении перебраться на Кубань он ни разу не пожалел. В Краснодарском театре оперетты Дрожняк проявил себя не только как актер, но и как режиссер. Впервые ему предложили поставить концерт, с которым можно было бы проехать по городам и весям Кубани. На сцене были артисты, изображавшие популярных в то время звезд. Они исполняли их песни под фонограмму. Сам Юрий Эдуардович предстал в образе Раймонда Паулса.
Первым же серьезным спектаклем Дрожняка в качестве режиссера стал спектакль по мотивам пьесы «Стакан воды» Эжена Скриба. Критики оценили его на достаточно высоком уровне.
В 90-м году театр остался без главного режиссера и дирижера, — рассказывает Юрий Эдуардович. — Директор предложил мне на время гастролей исполнять обязанности главного режиссера. А после Дрожняка утвердили в этой должности.
За свою актерскую карьеру Юрий Эдуардович был удостоен званий «Заслуженный артист РСФСР», «Народный артист России», стал лауреатом премии имени Куликовского. Но, пожалуй, самой главной награды был удостоен в конце прошлого года. Дрожняк стал единственным на Кубани лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
— В ней заключена энергетика давно ушедших музыкантов, деятелей искусства, — говорит Дрожняк. — Она особенно дорога не только мне, но и всем жителям Кубани. Ведь это заслуга многих поколений.
Что же касается семьи, у Юрия Эдуардовича есть сын, внук и правнук. Они не пошли по стопам своего легендарного предка. Дрожняк иронизирует, что ему в этом смысле повезло.
— Это бы стоило мне дополнительных нервов, переживал бы, что это не так, то не так, а они мне бы сказали: «Дед, хоть ты и народный артист, но время ушло вперед, а ты безумно отстал, — смеется Дрожняк.
Может быть, правнук Федор, которому всего 1,5 года, продолжит звездную театральную карьеру прадеда? Будем надеяться.

Источник: Блокнот Краснодар