Вечер балета в 3-х отделениях
Шедевры русского балета
12+

 Вечер одноактных балетов Михаила Фокина в 3-х отделениях
Продолжительность – 2 часа 15 минут

Хореография Михаила Фокина

Игорь СТРАВИНСКИЙ

Петрушка

Балет в одном действии, четырех картинах

Либретто А. Бенуа и И. Стравинского

Хореография Михаила ФОКИНА в редакции Константина Боярского

 Художник – Александр Бенуа

(оформление по эскизам А. Бенуа осуществлено художником Михаилом Сапожниковым)

 Возобновление балета – заслуженный артист России Олег

Рачковский

 Балет «Петрушка» был написан Игорем Стравинским на либретто Александра Бенуа, и увидел свет 13 июня 1911 года на сцене парижского театра Шатле. «Петрушка» сразу получил свою долю восторженного признания от русских и французских поклонников дягилевских «сезонов» в Париже. Однако на родине, в Петербурге реакция публики не была столь однозначной. Критики ругали «Петрушку» за «нарочито площадный характер», за использование «истрепанных народных песен и шарманочных уличных мелодий».  Но не смотря ни на что,  «Петрушка» Стравинского прочно занял свое место в ряду классических произведений русского искусства XX столетия.

 

Фредерик ШОПЕН

Шопениана

Балет в одном действии

 Хореография и сценарий Михаила ФОКИНА

 Художник Александр Бенуа

(оформление по эскизам А. Бенуа осуществлено художником Михаилом Сапожниковым)

 Возобновление балета – Ольга Васюченко

 В балете «Шопениана», музыкальной основой которого стали восемь фортепьянных пьес Шопена, оркестрованных А. Глазуновым и М. Келлером, Михаил Фокин стремился воспроизвести стиль романтического балета прошлого. Будучи внешне очень простой, эта бессюжетная хореография таит в себе немалые сложности. Она требует от исполнителей тонкого чувства стиля, музыкальности, проникновения в смысл сочинения, конечно, высокой танцевальной техники, позволяющей сложные движения передавать с предельной легкостью. В 1909 году «Шопениану», с участием звезд русского балета той поры Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, увидел Париж. С тех пор началась международная слава этого балета, обошедшего все подмостки мира и исполняемого до сих пор с неизменным успехом.

Карл-Мария фон ВЕБЕР

Видение розы

Балет в одном действии

 Либретто Жана-Луи Водуайе

(по стихотворению Теофиля Готье «Я – призрак розы, которую ты вчера носила на балу»)

 Хореография Михаила ФОКИНА

 Художник – Лев Бакст

(оформление по эскизам А.Бенуа осуществлено художником Михаилом Сапожниковым)

 Возобновление балета – заслуженный артист России Олег Рачковский

 Балет «Видение розы» («Призрак розы») был поставлен Михаилом Фокиным в труппе Русский балет Сергея Дягилева и впервые исполнен 19 апреля 1911 года в Театре Монте-Карло солистами Тамарой Карсавиной и Вацлавом Нижинским. Это камерное хореографическое произведение навеяно стихотворением французского писателя, поэта, соавтора либретто «Жизели» Теофиля Готье (1811-1872) «Я – призрак розы, которую ты вчера носила на балу». Поэтические строки посвящены призраку цветка, который является во сне девушке. Вернувшись с бала, она вновь переживает упоение своим первым успехом, вспоминает о юноше, подарившем ей красную розу. В раскрытое окно, будто с порывом ветра он влетает к ней в комнату в облике цветка. И кружится, увлекая ее в романтический танец. Пронесшись мимолетной мечтой, он исчезает. У ног проснувшейся девушки цветок – увядший, но подарившей ей миг счастья.

Балет поставлен на музыку фортепьянной пьесы немецкого композитора Карла Мария фон Вебера (1786-1826) «Приглашение к танцу», оркестрованной Гек­тором Берлиозом. Художником балета был Лев Бакст (1886-1924), ведущий декоратор Русских сезонов Сергея Дягилева и балетов его труппы. Со времени премьеры прошло почти сто лет. Но к этому сочинению романтической хореографии постоянно возвращаются все новые и новые поколения артистов.

 

Александр БОРОДИН

Половецкие пляски

(из оперы «Князь Игорь»)

 Хореография Михаила ФОКИНА

 Художник – Михаил Сапожников

Возобновление балета – Галия Бурибаева

 В спектакле участвует хор Краснодарского Музыкального театра

Хормейстер – Заслуженный деятель искусств Кубани Игорь Шведов

 «Половецкие пляски» как одноактовый балет был показан 19 мая 1909 года в Парижском театре Шатле в составе Русских сезонов Сергея Дягилева. Будучи изначально лишь картиной в составе оперы Александра Бородина «Князь Игорь», после постановки Фокина «Половецкие пляски» выделились в самостоятельное хореографическое произведение. Половецкая степь дана композитором Бородиным в ярчайшей звуковой гамме и ритмическом богатстве. В ней сходится первобытная дикость и варварство с причудливой, обольстительной лирикой, тонкостью и таинством иного мира и его культуры.

Премьера балетов в Краснодаре состоялась 24 октября 2009 года и была посвящена 100-летию знаменитых дягилевских сезонов в Париже.

Все четыре балета были поставлены в начале ХХ века Михаилом Фокиным, блестящим русским хореографом, чье мастерство прославило русскую школу балета на весь мир. В Краснодаре возобновление авторской хореографии Фокина стало возможным благодаря работе балетмейстеров Ольге Васюченко, Галии Бурибаевой, а также заслуженному артисту России Олегу Рачковскому. Декорации к балету воссоздавались в художественно-производственных мастерских «Премьеры» по оригинальным эскизам Александра Бенуа художником Михаилом Сапожниковым. Музыкальным руководителем, а также дирижером-постановщиком новой программы является заслуженный артист России Александр Лавренюк.

Художественный руководитель новой постановки – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, Герой труда Кубани, академик Юрий Григорович

Оркестр Театра балета Юрия Григоровича

Дирижер – заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк