Notice: Object of class WP_Post could not be converted to int in /var/www/web/sites/to-prem.wp.dias.ru/wp-content/themes/to-prem/sidebar-collective.php on line 17

Юрий Григорович

 ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ГРИГОРОВИЧ — художественный руководитель Театра балета Юрия Григоровича Краснодарского творческого объединения «Премьера» им.Л.Г.Гатова «

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Герой Социалистического Труда, профессор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, почетный президент комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО, Герой труда Кубани.

Юрий Григорович — легенда мировой балетной сцены родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай). Со стороны мамы у него была балетная артистическая семья. Мама училась танцевать, но рано вышла замуж и ушла из балета. А ее брат, Георгий Розай, очень известный танцовщик Императорского Мариинского театра. Он долго работал в нем, был также участником парижских сезонов в антрепризе Дягилева. Дядя умер от чахотки, не дожив до 30 лет.

В 8 лет мама отдала юного Григоровича в Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

Сочинять танцы Юрий Григорович начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А.М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко».

Первые же его балетные постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961 г.) — имели оглушительный успех. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили пути развития русского балетного искусства. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего (1989 г.).

Судьба русского балета во второй половине ХХ века неразрывно связана с именем Юрия Григоровича. Он не только создатель выдающегося национального репертуара, но и хореограф-реставратор шедевров прошлого. Он, безусловно, организатор самого художественного процесса в области балета, выдвинувший это искусство в число громких приоритетов.

Началось стремительное восхождение Ю. Григоровича по карьерной лестнице. С 1961 по 1964 годы — балетмейстер в театре имени Кирова.

С 1964 по 1995 годы Юрий Григорович — главный балетмейстер Большого театра России. Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания мирового признания и авторитета. За эти годы труппа Большого балета совершила около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую артистическую плеяду.

В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: «Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г.), «Спартак» А. Хачатуряна (1968 г.), Иван Грозный» С. Прокофьева (1975 г.), «Ангара» А. Эшпая (1976 г.), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г.), «Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г.).

Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого — «Спящая красавица» П. Чайковского (1963 г., 1973 г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1969 г.), «Раймонда» А. Глазунова (1984 г.), «Баядерка» Л. Минкуса (1991 г.), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г.), «Жизель» А. Адана (1987 г.), «Корсар» А. Адана (1994 г.).

Юрием Григоровичем поставлены танцы в операх: «Октябрь» В. Мурадели» (1964 г.) и «Руслан и Людмила» М. Глинки (1972 г.).

Юрий Григорович осуществил свои постановки также в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортивной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980 г.).

Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также с 1992 года — президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО (от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета).

С 1975 по 1989 гг. — президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 г. — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-94 г.г. руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».

В 1993-95 г.г. Сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями.

В 1996 году он осуществляет первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро» П. Чайковского», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Раймонда» Л. Минкуса, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Корсар» А. Адана, «Баядерка» Л. Минкуса, «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Спящая красавица» П. Чайковского.

Художественный руководитель Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет Мира» (г. Сочи).

Награжден:

    • Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 июня 2007 г.) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
    • Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 апреля 2002 г.) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
    • Орденом Ленина
    • Орденом Дружбы (Казахстан)
    • Медалью «Герой Социалистического Труда» (1986 г.)
    • Медалью «Герой Труда Кубани» (Краснодарский край, 2003 г.)  
    •