Памяти Натальи Александровны Цагиной

В Москве, на 95-м году жизни скончалась солистка Краснодарского театра оперетты (1962–1978), заслуженная артистка РСФСР

Наталья Александровна ЦАГИНА.

Она была принята в труппу в далеком 1962 г. и дебютировала в заглавной роли в «Сильве» И. Кальмана. Театр гастролировал в Сочи, и она приехала прямо туда. В гримёрке, готовясь к выступлению, ощутила на себе удивлённые взгляды – как тоненькая, 48 килограммов, актриса, скорее, танцовщица, или субретка будет выглядеть героиней неовенской оперетты. А Любовь Владимировна Рогова даже спросила – что у Вас и голос есть? Говорят, что есть, ответила дебютантка.

В этом почти комическом зачине многое оказалось знаменательным. Принятая на положение героини, имевшая за плечами работу в этом амплуа в Кемерово, она играла самые разных роли, в том числе, в одном и том же спектакле, тем самым, преодолевая границы амплуа. Ею исполнены заглавные роли в опереттах западноевропейских классиков жанра: «Сильва», «Марица», «Фраскита»; а также: Теодора Вердье («Принцесса цирка»), Одетта («Баядера»), Адель и Розалинда («Летучая мышь»), Циболетта и Анина («Ночь в Венеции»), Ю-Лань и Каталина («Последний чардаш»), Зорика («Цыганская любовь»), Ганна Главари («Весёлая вдова»), Эльза и Эдит Флавон («Король вальса»), Мирабелла («Цыганский барон»).

Краснодарский театр оперетты 1960-х гг. тоже поразил Цагину – она поняла, что попала в очень сильный коллектив. Особенно сильным был женский состав. Всё вместе взятое – Сочи, Зимний театр, моментальный дебют в «Сильве», приём зала – буквально взбудоражили актрису. Она не просто входила в работу, буквально врывалась в репертуар, стремясь слиться со своим новым театральным домом. Она была сразу активно занята и в постановках современных отечественных и зарубежных музыкальных комедий и оперетт: Любаша и Нина Бирюзова («Севастопольский вальс»), Анастасия Батманова («Холопка»), Санта Рок и Наташа Весенина («Санта Рок»), Светлана и Аннет («Девичья фамилия»), Светлана и Зина («Улыбнись, Света»), Жозефина («Под чёрной маской»), Глория («Цирк зажигает огни»), Камилла и Флавия («Камилла»), Жанна Лябурб («На рассвете»), Ксения Лукьянова («Сердце балтийца»), Анжелика («Чёрный дракон»), Элиза Дулитл и миссис Хигинс («Моя прекрасная леди»), Катя Шумилова («Требуется героиня»), Ирина («Москва – Париж – Москва»), Регина («Вольный ветер»), Анжела («Поцелуй Чаниты»), Донна Люция («Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя»), Ануш («Скандал в Авлабаре»), Ольга Ивановна («Дарю тебе любовь») и др.

Она была первой исполнительницей в стране ролей Валентины Гетман («Степные огоньки» В.В. Володина), Светлишки («Светлишка» В.В. Володина), Ирины («Горная ромашка» Е.А. Алабина, Я.Л. Верховского).

Трудно сказать, где в этом обширном репертуаре было её истинное положение – в классике или в современной пьесе? Скорее всего, она любила Театр как таковой, во всех его проявлениях. Он оттачивал её виртуозность, давал ей быть изменчивой, представлял её каждый раз в разных ипостасях. Он был, с одной стороны, содержанием её жизни. И он, как ни странно, был дополнением её довольно стоической и цельной внесценической жизни. На её руках были престарелые родители, росла дочь Лена, – у неё никогда не было времени на актёрские посиделки. Блондинка с длинными густыми, развевавшимися волосами стремительно влетала в театр и быстро вылетала из него после выступления. Ей звонили за два часа до спектакля и говорили, что она играет сегодня не свою роль, а другую, надо заменить актрису, больше некому… И она с готовностью, почти спортивным азартом, летела в театр навстречу новой

роли.

Интеллект и своенравие сочетались в ней гармонично и позволили избежать серьёзных душевных травм, наносимых закулисьем; она их просто обходила стороной, как бы, не давая приземлённому возобладать в работе и в жизни. Она виртуозно, как на сцене, справлялась с низкими коллизиями, «отшивая» от себя лишних людей и оставляя только необходимое семье и сцене. В ролях же, она, наоборот, усиливала драматизм, выявляла острые углы характеров. Несомненно, вершиной её актёрской карьеры стала Зорика из «Цыганской любви» Франца Легара – с её непрестанной борьбой за свои мечты, за свободу выбора наперекор окружению, стихиям и самой Судьбе. Кульминацией роли была экстатическая сцена второго акта – трио с Сандором и Михалем «За любовь всё отдам». Они часто бисировали последний раздел номера к восторгу публики.

Всем запомнились её ответственные поступки и суждения, независимая позиция. Бывало, и своеволие, но, всегда осмысленное. Общение с режиссёрами не подобострастное, скорее, свободное. К некоторым относилась довольно строго, особенно к самоуверенным «зодчим», приезжавшим «строить театр». Ибо его не надо было строить в её время – он уже был построен, и нужно было лишь искать его новые пути. Её нельзя было заставить делать на сцене что-то по приказу. Из некоторых спектаклей она выходила, а, бывало и не входила вовсе. Калейдоскоп режиссёров встречала иронией. Думается, берегла своё место в театре, в коллективе, считая его ценностью куда как большей, нежели цветистые декларации случайных людей.

За три года до ухода на пенсию окончила курсы по педагогике сценической речи, купила дачу. Оформив вокальную пенсию, совершенно не появлялась в театре, переключилась на другую жизнь. Но пришлось вернуться – главный режиссёр Ян Сонин позвал позаниматься с кем-то из актёров. И она ещё какое-то время провела в театре в качестве педагога. Это не потребовало от неё большой перестройки – она много лет вела студию оперетты и музыкальной комедии во Дворце культуры железнодорожников. Педагогический дар её ощутили на себе многие. И в этом, несомненно, было

проявление её широкого кругозора – книги, чтение, поэзия, наставничество, многолетнее знакомство с писателями, всегдашняя готовность к творческой работе – в ней и была вся Наталья Александровна Цагина.

Спустя много-много лет, живя в Москве, в окружении двух внуков и восьмерых правнуков, она обозревала пройденный путь светло и беззлобно.

Она говорила: «Я умею радоваться, когда что-то у кого-то получается».

Девочка из военного поколения, разносившая в Ленинграде повестки; затем молодая актриса в Иваново, затем звезда оперетты в Кемерово и Краснодаре, она будет 8 октября похоронена в закрытом гробу на Троекуровском кладбище в Москве. Ковид коснулся её. Последнее обострение Судьбы.

Земная судьба завершена – память останется.

 

Римма Колесникова     заслуженный работник культуры Кубани