Музыкальный журнал. Три кита Владимира Кузнецова

У прозрачных вод абхазского высокогорья собираются рыбаки из Краснодара – сплочённая группа самых разных по профессиональным интересам людей. Одно у них общее – любовь к рыбной ловле. Солист Краснодарского музыкального театра Владимир Кузнецов активный участник таких встреч. Вечером рыбаки стекаются к костру подкрепиться душистой ухой, поговорить о том, о сём и подготовиться к ночной поклёвке. Всё очень серьёзно.

– Володя, спой нам, – просят товарищи, хоть с другого берега реки Бзыбь доносятся звуки магнитофона и доносятся громко. Кузнецов, не кокетничая, начинает петь «Синюю вечность» на музыку Муслима Магомаева. Через минуту и на том, и на этом берегу становится тихо, как в зрительном зале. «Володя для нас, спортсменов-рыболовов, не просто свой парень, он – Артист, наш коллега и талисман удачи», – говорит мастер спорта по спортивному рыболовству международного класса Артем Макартычан.

Жизнь Владимира Кузнецова стоит на трёх больших китах: Семья – Театр – Рыбалка.

Театр появился случайно. Родился будущий артист в городе Серафимович Волгоградской области в семье филологов, отец возглавлял областную газету. Сына уговорили поступать в политехнический. Проучившись год, Володя ушёл в армию, а вернувшись, забрал документы из института. Тогда за дело взялась мама, по её волевому решению Володя поехал в Саратовскую консерваторию, не очень веря в успех. Спел приёмной комиссии «Ах ты, душечка, красна девица…», то и дело перебивая себя и путая слова. Но, благодаря красивому и необычному тембру голоса, прекрасным внешним данным, молодому человеку поставили высокий балл, – так он стал студентом-вокалистом.

Сценический опыт нарабатывал в театре оперетты города Энгельса. Этот театр своеобразная кузница кадров для музыкальной сцены Кубани. Там начинали ведущие солисты театра Анатолий Бородин и Юрий Дрожняк.

С первых шагов на краснодарской сцене Кузнецов чувствовал себя достаточно уверенно. Юрий Дрожняк, ставивший «Чёрного дракона» Д. Модуньо и игравший сам главную роль Ринальдо, сразу поручил её и молодому артисту. Передавал новичку мастерство, иногда вёл буквально «с голоса».

– Благодаря той работе я стал легче ощущать себя на сцене, – рассказывает Владимир Кузнецов, – начал понимать, что, помимо режиссёрского задания, обязан надстраивать над ролью собственный характер.

Краснодар открыл Владимира Кузнецова как героя – сразу и бесповоротно: Константин («И вновь цветёт акация…» на муз. И. Дунаевского), Рауль («Фиалка Монмартра» И. Кальмана), Эскамильо и Моралес («Кармен» Ж. Бизе), Фигаро и Фиорелло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), виконт Фердинанд («Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве), Валентин («Фауст» Ш. Гуно).

Партию Фигаро он впервые делал в 1998 г. с именитым маэстро Фуатом Мансуровым. То было традиционное прочтение оперы, тем выгоднее предстали юность дебютанта и свежесть его голоса. За Фигаро последовали Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Дон Карлос («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Королевич («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова), партия в «Кармине Буране» К. Орфа.

Капитан Костя («И вновь цветет акация…» И. Дунаевского) в первой же сцене появляется в белоснежном кителе с золотыми шевронами. Вошёл олицетворенный романтический герой, из «Алых парусов», ему всегда дует попутный ветер. Потом любовь заставляет красавца совершать безумства: он вскакивает на чёрное пианино, как на коня, отправляется покорять льды и торосы, в бурю раскачивается на капитанском мостике, наконец, поёт о любви как о главном предназначении жизни.

– За двадцать с небольшим лет многое пришлось переосмыслить, и теперь я стал самым строгим критиком самого себя. Особенно, когда спадает премьерная эйфория.
Смотр-конкурс «Молодые таланты» (2002) отметил ещё одну знаковую в его судьбе роль – Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского.
– Ещё в консерватории я мечтал об Онегине. Особая удача – встреча с режиссёром Дмитрием Бертманом. С ним у нас совпало, кажется, всё – взгляды, возраст, мировоззрение. Наверное, поэтому мой Онегин вовсе не холодный и бесчувственный сноб. Просто боится любить, и это не означает, что он не любит Татьяну. Огромным счастьем было работать с дирижёром Владимиром Понькиным.

Герою в музыкальном жанре важно уметь играть любовь на сцене. «Летучая мышь», «Баядера», «Весёлая вдова» – все герои влюбляются и, бывает, по-настоящему. Но в каждом случае любовь разная. В «Летучей мыши» силён розыгрыш, через который происходит обновление чувства. А лучшее произведение о любви «Весёлая вдова» Ф. Легара пронизано у графа Данилы – Владимира Кузнецова чарующим состоянием вечной влюблённости. Его граф Данило, наделённый привлекательной внешностью и стройной фигурой, к счастью ещё умён и ироничен. Всегда чуть уставший, без особой веры в чувство, скорее, пересмешник, распевающий куплеты про Кло-Кло и Фру-Фру… Но в глубине души только и ожидает, когда же оно придёт, чудо любви.

Народные поговорки на тему рыбалки оказываются амбивалентны театральной сцене: «Сознательное стремление влюбить в себя кого-то сродни рыбалке», «Влюблённость – это когда вас поймали (стрелой Амура, гарпуном, крючком или сетью)», «Взаимная влюблённость – это когда вы поймали друг друга». Наш герой попался в сети любви двадцать шесть лет назад и со своей супругой Татьяной Кузнецовой не расстается ни на работе (она артистка хора Краснодарского музыкального театра), ни дома. У них подрастает сын.

В какой-то момент Кузнецов заинтересовался характерными ролями в опере и оперетте. Начало положил Стефан в «Цыганском бароне». Вторая роль, комическая антитеза герою Сандору Баринкаю, так исторически сложилось, и в Краснодаре в том числе. Выдающимся исполнителем Стефана был Владимир Круглов, игравший эту роль много лет. Встреча с хорошенькой Мирабеллой или сцена нападения полиции на цыганский табор, – всё это увлекло Кузнецова и дало новые поводы актёрского раскрытия.

Студент Бабс Баберлей, он же тётушка из Бразилии, перешёл к Кузнецову из рук первого в России исполнителя мюзикла Оскара Фельцмана «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тётя» Юрия Дрожняка (1973). Спектакль шёл долго, снять его из репертуара предложил сам Дрожняк, амортизация замысла постановщика Юлия Хмельницкого давала себя знать. Но в мае 2010 года, спустя 37 лет после громкой премьеры в Краснодаре, мюзикл вернулся на сцену уже в постановке самого Дрожняка и дирижёра Александра Гончарова. И вновь – комический каскад превращений Бабса и двух его друзей, уже в трактовке Владимира Кузнецова, захватывает зрителя. Едва на горизонте сюжета забрезжил свет, казалось бы, навсегда потерянной любви, он азартно включается в новую игру вокруг миллионов бразильской тётушки.

В «Пигмалионе» Бернарда Шоу талантливый профессор фонетики Генри Хиггинс случайно обратил внимание на бедную цветочницу с ковентгарденского рынка Элизу Дулиттл. Вид девушки говорил о её крайней бедности, а манера речи – об отсутствии образования и воспитания. Но, несмотря на всё это, что-то во внешности приковывало к ней взгляды. Хиггинс стал записывать её слова, чем изрядно напугал бедняжку. Простая и даже вульгарная речь Элизы пробудила в профессоре фонетики педагогический интерес. Он даже заключил пари со своим приятелем о том, что сможет из необразованной нищенки за полгода «сотворить» настоящую леди. Этот общеизвестный нарратив становится, можно сказать, главным в игре артиста. Как Хиггинс обратил внимание на Элизу, так пьеса и роль, её прохождение и развитие (а не какая-то нарочитая концепция, стоящая над автором) поглотили внимание артиста. Премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу состоялась в Краснодарском музыкальном театре в юбилейном 85-м сезоне и стала третьим обращением труппы к мюзиклу за долгую историю театра.

В исполнении Владимиром Кузнецовым роли Хиггинса есть своя оригинальность и парадоксы. Его профессор – внешне крепкий здоровый мужчина лет сорока, в одежде преобладает темный цвет, что придаёт ему достаточную строгость. Но смотрим дальше и видим: по своей сути лорд Генри – взбалмошный ребёнок, не стыдится правдиво выражать свои эмоции. Окружение привыкло к его добродушной ворчливости, даже вспышкам гнева. Значит, в этом Хиггинс похож на Элизу! Они оба естественны в своём поведении. Они нашли друг друга! В герое Кузнецова уживаются грубость и элегантность, ум и лёгкий привкус безумия (взять в дом на полный пансион цветочницу); хорошо воспитан, при этом пренебрегает нормами общественной морали (с герцогиней обращается, как с цветочницей). Генри не проявляет настоящего уважения к ученице Элизе не потому что она всего лишь цветочница, а потому что все люди для него не так ценны, как наука. Владимир Кузнецов демонстрирует настоящее погружение в пьесу и собственное преображение от этого творческого акта.

Мечта артиста исполнить одну из самых серьезных партий мирового оперного репертуара сбылась в июне 2018 г. Оперу Дж. Верди «Риголетто» Георгий Исаакян поставил на него. Новое прочтение классики в модном ныне формате semi-stage (полусценическом). Пожарный занавес опущен, вместе с обнажённой арматурой возникли ассоциации с жёсткостью стилистики гангстерских фильмов и нуар детективов 1920–30-х гг. Вот пространство, фон и интерьер партии Риголетто. Артист трактует роль в спокойных тонах. Не борец или социальный бунтарь, как зачастую бывает (против чего бунтовать – против своей же мафии, когда сам замаран безнравственными поступками). И он выбирает нежность, видимо, тот лирический остаток в душе, что ещё с ним, и посвященный Джильде. Трагической кульминацией роли становится дуэт Риголетто с дочерью.

Ещё одна сбывшаяся мечта артиста – партия Григория Грязного в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова. Партия пришла к артисту в хорошую пору – он уже набрал вокальное и сценическое мастерство, и потому образ его складывался в согласии с внутренними установками зрелого мастера. А это так необходимо для Грязнова, переживающего сложный личностный «кризис среднего возраста».

Одна из последних по времени работа – барон Гастон де Кревельяк в оперетте Имре Кальмана «Мистер Икс». Очень примечательная работа. В ней происходит расширение смысла. Старые актёры в согласии с социально-критическими установками своего времени упирали на сатиру и обличение. Пришло время иного понимания: Гастон тоже мужчина, как и Этьен Вердье, он же мистер Икс. И его линия поведения в завоевании Теодоры становится вровень с линией главного персонажа. У него есть своя лирическая линия, и Кузнецов понимает задачу именно через усиление лирического настроения. Барон Гастон, конечно, не пуччиниевский барон Скарпиа. Но и у него есть свои права в оперетте Кальмана. Этот поворот нового сценария на краснодарской сцене полностью повторяет спектакль Московского театра мюзикла «Принцесса цирка». Но Кузнецов в ещё большей степени переосмысляет образ, и делает это легко, органично.

Что ж, так и должно быть – сегодня он совершенно свободный художник.

Римма Колесникова,
Заслуженный работник культуры Кубани.

Страницы Музыкального журнала со статьёй «Три кита Владимира Кузнецова»