Музыкальный журнал. Алексей Львов-Белов: «Мы строим свою работу так, чтобы максимально эффективно отвечать на вызовы времени»

На вопросы редакции «Музыкального журнала» отвечает художественный руководитель и генеральный директор Краснодарского творческого объединения «Премьера» имени Л.Г. Гатова, заслуженный работник культуры Российской Федерации Алексей Александрович Львов-Белов.

Карантин создал прецедент радикального переформатирования работы учреждений культуры. Были ли вы готовы к новому формату, думали ли вообще, что существование онлайн-театра станет реальностью?

Творческие коллективы «Премьеры» готовы к любым нестандартным ситуациям и формам работы. Мы и раньше серьёзно занимались продвижением наших спектаклей и концертов на официальном сайте и в соцсетях, записывали и размещали в сети видеоролики, тизеры, поэтому наши артисты, рекламные и технические службы легко перешли на онлайн-формат работы.

Во время карантина появилось много качественного бесплатного контента от лучших театров мира. Конкурировать с этим, безусловно, очень сложно. Для того, чтобы наши коллективы серьёзно вышли на популярные онлайн-площадки, такие как Megogo, IVI или ОККО, требуются значительные финансовые затраты на профессиональный продакшн, которых у нас, к сожалению, нет. Поэтому выходили из этой ситуации по-разному, используя средства, которыми располагали.

18 марта артисты Биг-бенда Георгия Гараняна провели в Инстаграме первый на Кубани онлайн-концерт. Он вызвал широкий общественный резонанс. Наш опыт стали перенимать и другие учреждения культуры региона.

Когда в Краснодарском крае был объявлен режим самоизоляции, наши артисты стали проводить прямые эфиры из дома в своих инстаграм-аккаунтах. Это были интервью, мастер-классы, концерты, творческие онлайн-встречи с коллегами из других театров. Мы готовили тематические видеоролики, занимались спортом и танцами онлайн, участвовали в челленджах и конкурсах, на нашем ютуб-канале размещали уникальные архивные записи концертов и спектаклей. С номером из концерта «Нам нужна одна Победа!» артисты Музыкального театра вошли в число лучших участников Международного музыкального онлайн-марафона «Музыка Победы». 12456 человек из 360 городов, 29 стран мира установили новый рекорд России, исполнив онлайн песню «День Победы».

Решение о способах «обживания» нового формата принималось единолично  или коллегиально, кто креативил темы и сюжеты виртуальной жизни театра?

При составлении плана трансляций руководители и артисты каждого коллектива предлагали свои идеи по проведению эфиров. Прежде всего, мы учитывали интересы зрителей, творческие  и технические возможности артистов. У нас прекрасно работает рекламно-информационный отдел, специалисты которого держат руку на пульсе онлайн-трендов и генерируют идеи. Находились интересные решения проведения прямых эфиров, концерты снимались в разных локациях, использовались модные форматы, которые появлялись в Инстаграме и на других площадках.

Какой опыт в итоге получил музыкальный театр, нет чувства  беспомощности и бессмысленности  дальнейшего существования?

Любой опыт полезен. Это новая реальность, в которой ещё никогда никому не приходилось работать. Нужно было быстро принимать  важные решения в нестандартных ситуациях, поэтому мы вместе с творческими коллективами постоянно импровизировали. Чувства беспомощности нет. Есть чувство, что в любых условиях необходимо творчески развиваться, уметь сплотить и удержать коллектив и наших зрителей.

Получали ли вы отклики зрителей, пытались ли проанализировать их настроение и свою перспективу дальнейшего общения со зрителем?

Мы внимательно относимся ко всем обращениям, комментариям, лайкам и дизлайкам наших зрителей, постоянно анализируем, какой контент вызывает больше всего откликов, где больший охват аудитории. Мы поняли, что в таком формате, когда нас смотрят не только наши реальные, но и потенциальные зрители, развлекательный контент более востребован. И мы старались делать интересные эфиры на высоком художественном уровне.

А если зрителям в залы вообще не удастся вернуться? Готов театр стать домашним кинотеатром?

Есть формат «виртуальный концертный зал». В Московской, Свердловской и ряде других филармоний это реализовано. Но снять статичный  концерт с нескольких камер с хорошим звуком – это одна задача, а снять классические балетные постановки, современную хореографию или даже оперетту – это другая история. Нам важно работать со зрителем  глаза в глаза.  Если театрам будет поставлена цель – существовать в виртуальном пространстве, то для этого необходимо серьёзное техническое переоборудование,  изменение госзадания учредителя на производство программ  и спектаклей в таком формате.

Что из приобретённого за карантин творческого и организационного опыта может быть полезно в дальнейшем?

Скорость принятия решений, собранность, понимание ответственности за здоровье окружающих, так как час промедления или не вовремя принятое решение может реально сказаться на здоровье людей. Карантин стал настоящей проверкой на прочность. В вынужденной изоляции мы освоили новые онлайн-форматы для творчества, которые будем продолжать использовать в работе.

Что конкретно вы делаете сейчас для того, чтобы, когда карантин отменят, вернуть своего зрителя? Может вместе с прежней публикой  прийти новая, которая за время интернет-общения увидела театр с другой, новой для себя стороны, а то и вовсе – узнала о существовании театра впервые?

Сегодня мы определяем векторы дальнейшего развития и строим свою работу так, чтобы максимально эффективно отвечать на вызовы времени.

Мы надеемся, что в театр придут и новые зрители. Количество наших подписчиков в соцсетях увеличивается, это свидетельствует о том, что интерес не пропадает. Зрители следят за нашими новостями, за теми акциями, которые мы проводим. В проектах  «Город, влюблённый в балет» и «Театр везде» мы показываем красоту классического искусства вне стен театра и говорим зрителям, что ждём встречи с ними, что как только будут сняты ограничения, мы готовы дарить лучшие образцы нашего творчества со сцены.

Театр выживет? Каким вы видите музыкальный театр  будущего?

Театр переживал разные времена. Существовал в период войн, революций и других потрясений. Он будет меняться, но не кардинально:  больше технически, а та идея, которая была заложена ещё в античные времена, настолько сильна, что не трансформируется. Её суть –  живые истории, настоящие человеческие чувства и эмоции, выбор между добром и злом, любовью и ненавистью. То, что понятно,  интересно любому человеку. Всё остальное – это форма: техническая, художественная. Суть – остаётся. С шекспировских времён сюжетов в театре не так много. Есть лишь вариации историй. Как из 7 нот или 12 полутонов создано колоссальное количество гениальной музыки, которая как говорил И.С.Бах «трогает сердца «, так и в театре: вариации вечных историй уже много веков вдохновляют и заставляют задуматься людей. И дальше так будет.

 

Материал подготовлен при участии Татьяны Саблиной.

Фотографии предоставлены КТО «Премьера»  им. Л.Г. Гатова

Интервью на страницах Музыкального журнала 202007-08_web_razv-34