Балет в 3-х действиях
Дон Кихот
6+

Л. Минкус 

Балет в 3-х действиях

Продолжительность 2 часа

Либретто М. Петипа по роману М. Сервантеса в редакции Ю. Григоровича

Хореоргафия М. Петипа
Хореограф-постановщик новой редакции – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, Герой Труда Кубани, академик Юрий Григорович
Художник-постановщикНиколай Шаронов
Оркестр Краснодарского театра балета Юрия Григоровича
Дирижер-постановщик – заслуженный артист РСФСР Александр Лавренюк
Ассистенты хореографа: балетмейстеры-репетиторы заслуженный работник культуры России О.Н.Васюченко, заслуженный артист России О.Д.Рачковский

Действующие лица:

Пролог
Дон Кихот и Санчо Панса отправляются в странствия.
Первое действие. Городская площадь
На площади испанского городка у кабачка Лоренцо веселится праздничный народ. Неожиданно появляется Дон Кихот со своим оруженосцем. Они вызывают всеобщее удивление. Хозяин кабачка приглашает путешественников к столу. Девушки окружают толстяка Санчо и потешаются над ним. Веселая и задорная дочь хозяина кабачка Китри и влюбленный в нее цирюльник Базиль веселятся тут же на площади. Но Лоренцо, отцу Китри, неугоден бедный жених Базиль, куда более ему по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на его дочери. Дон Кихот не согласен с желанием отца выдать свою дочь замуж за старого сластолюбца Гамаша. Он симпатизирует молодым влюбленным и хочет им помочь. Праздник продолжается. Толпа приветствует появившихся уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Домогательства Гамаша надоели Китри, и она, вместе со своим возлюбленным Базилем, обнявшись, убегает с площади. Лоренцо и Гамаш спешат в погоню за ними.
Второе действие
Картина I. Цыганский табор
…Дон Кихот и Санчо Панса продолжают свои странствия и попадают в лес, где расположен цыганский табор. Старый цыган — хозяин театра марионеток, приглашает их посмотреть представление. Дон Кихот взволнованно следит за действием. Его больное воображение и наивная вера в происходящее на сцене заставляет его броситься с оружием в руках на защиту кукольной принцессы от злого мавра. Цыгане в страхе разбегаются. Санчо в ужасе мечется, тщетно пытаясь успокоить своего господина и в страхе и отчаянии убегает. Дон Кихота окружают страшные видения. Он сражается с ними и в изнеможении падает. Видения исчезают. Обессиленный Дон Кихот погружается в сон.
Картина II. Фантастическое царство дриад
Дон Кихоту снится, что он в волшебном саду, окружен прекрасными дриадами, во главе с их повелительницей. Среди них Дон Кихоту видится образ Китри, которая, как ему кажется, взывает к нему защитить ее любовь.
Сон Дон Кихота прерывает Санчо, который его ищет, а найдя, пробуждает и призывает продолжать их путь.
Вслед за ними в поисках сбежавшей Китри устремляются Лоренцо и Гамаш.
Картина III. Таверна
Здесь, в таверне у дороги, куда прибежали и спрятались Китри и Базиль, скрестились судьбы наших героев. Сюда же пришли Дон Кихот и Санчо, здесь их находят Лоренцо и Гамаш. Лоренцо хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем. Но Базиль, по уговору с Китри, разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает Лоренцо в жестокосердии. Он, угрожая оружием, заставляет Лоренцо благословить дочь на брак с «умершим» цирюльником. Базиль мгновенно «оживает», ему уже незачем притворяться. Общее ликование.
Третье действие. Городская площадь
Свадебное веселье на городской площади. Сюда пришли Дон Кихот и Санчо Панса. Горожане от мала до велика веселятся и танцуют, соревнуясь друг с другом. Виновники праздника, жених и невеста Китри и Базиль, танцуют свой танец, полный грации, очарования и любви.
Эпилог
Желая счастья Китри и Базилю, весь народ, Дон Кихот и Санчо Панса под звуки труб поздравляют новобрачных.

О балете

В романе великого испанского писателя Сервантеса «Дон Кихот» рассказывается о подвигах во имя добра и справедливости странствующего рыцаря «печального образа» Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Панса. В основу либретто взят лишь один эпизод романа, в котором Дон Кихот совершает добрый поступок, помогая молодым влюбленным Китри и Базилю обрести свое счастье вопреки воле отца.
Этот балет, впервые поставленный балетмейстером М. Петипа на музыку композитора Л. Минкуса, насыщен огромным количеством жизнерадостных и разнообразных танцев и, наделенный яркими сценическими образами, обрел долгую сценическую жизнь на балетной сцене.
Балет «Дон Кихот» впоследствии имел много разных сценических редакций и до сих пор является украшением мирового балетного репертуара. В новой сценической и хореографической редакции балет «Дон Кихот» идет в постановке Юрия Григоровича.
Премьера в Краснодаре состоялась 23 июля 2005 года.